Здравствуйте, дорогие Друзья!
В последнее время мне поступило много запросов по поводу Приказа Министра обороны РФ №336, поскольку его не просто найти в свободном доступе.
Поэтому, по многочисленным просьбам обратившихся, я выкладываю его текст для всеобщего ознакомления.
В последнее время мне поступило много запросов по поводу Приказа Министра обороны РФ №336, поскольку его не просто найти в свободном доступе.
Поэтому, по многочисленным просьбам обратившихся, я выкладываю его текст для всеобщего ознакомления.
Приказ Министра обороны РФ от 18 июня 2018 г. N 336 "О мерах по предупреждению правонарушений, связанных с самовольным оставлением воинской части военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации"
Несмотря на принимаемые должностными лицами органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации* меры, продолжают иметь место правонарушения, связанные с самовольным оставлением воинской части.
Указанные правонарушения являются преобладающими в общей структуре преступности в Вооруженных Силах и составляют 18,3% от общего количества учтенных в 2017 году преступлений.
В 2017 году допущен рост количества преступлений данного вида на 27,9%, а число военнослужащих, самовольно оставивших воинские части, увеличилось в 2,3 раза. Негативная динамика роста преступлений, связанных с самовольным оставлением воинской части, зафиксирована во всех военных округах.
Наибольшее их число совершено в войсках Южного (493; 32% от общего количества учтенных в Вооруженных Силах преступлений, связанных с самовольным оставлением воинской части) и Восточного (427; 27,7%) военных округов.
Преступления, предусмотренные статьей 337 УК, учтены в 224 воинских частях.
От органов военной прокуратуры сокрыто каждое четвертое преступление, связанное с самовольным оставлением воинской части, более 90% из них совершены военнослужащими по контракту.
Военнослужащие, самовольно оставившие воинские части, нередко совершают тяжкие преступления, в том числе убийства, грабежи и разбои.
Основными причинами сложившегося положения являются:
- упущения командиров (начальников) и должностных лиц воинских частей, органов по работе с личным составом, кадровых органов при подборе кандидатов на должности солдат (матросов) и сержантов (старшин), несоблюдение законности в вопросах прохождения ими военной службы по контракту;
- утрата личной мотивации к военной службе в процессе ее прохождения по причине неудовлетворенности бытовыми условиями, не соответствующими требованиям общевоинских уставов Вооруженных Сил;
- отсутствие в воинских частях всестороннего анализа состояния воинской дисциплины, причин и условий, способствующих совершению военнослужащими преступлений, связанных с самовольным оставлением воинской части, непринятие действенных мер по их предупреждению;
- несвоевременное увольнение с военной службы военнослужащих, у которых истек срок контракта, или непринятие решений по дальнейшему прохождению военной службы военнослужащими, обратившимися к командованию с просьбой об увольнении по собственному желанию;
- отсутствие в пунктах отбора на военную службу по контракту исчерпывающей и достоверной информации о социально-бытовых условиях прохождения военной службы, а также о размере и порядке расчета денежного довольствия военнослужащих по контрасту;
- упущения в деятельности должностных лиц воинских частей при проведении мероприятий по их формированию и передислокации, отрицательно сказавшиеся на уровне материально-бытового обеспечения военнослужащих;
- поверхностное проведение расследований по фактам самовольного оставления воинских частей военнослужащими, нарушение требований приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 855дсп "О мерах по совершенствованию учета сведений о преступлениях (происшествиях) в Вооруженных Силах Российской Федерации" при представлении материалов разбирательств в вышестоящие органы военного управления;
- недостатки при проведении психологического обследования военнослужащих в воинских частях (в том числе несвоевременное выявление у них признаков склонности к девиантному поведению) и организации профилактической работы с ними;
- невыполнение рекомендаций специалистов психологической и медицинской служб по организации работы с военнослужащими, включенными в группы динамического (диспансерного динамического) наблюдения и требующими повышенного психолого-педагогического внимания;
- неумение должностных лиц оперативно выявлять лидеров отрицательной направленности в микрогруппах и организовывать с ними ежедневную индивидуальную работу;
- отсутствие должной заинтересованности в работе по предупреждению самовольного оставления воинской части;
- наличие фактов сокрытия должностными лицами преступлений и происшествий.
В целях поддержания правопорядка и воинской дисциплины, предупреждения самовольного оставления военнослужащими воинской части приказываю:
1. Главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, командующему Северным флотом, командующим родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям центральных органов военного управления:
- проводить детальный анализ причин преступлений и происшествий, совершенных военнослужащими по контракту. Вносить коррективы в систему работы подчиненных должностных лиц по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
- анализировать складывающуюся криминогенную обстановку в военных городках и гарнизонах. На основе проведенного анализа принимать решения, направленные на повышение результативности работы по предупреждению самовольного оставления воинской части;
- разрабатывать "дорожные карты" по комплексному решению проблем в воинских частях, где допущены самовольные оставления воинской части. Мероприятия "дорожных карт" должны быть реальными, материально обеспеченными, согласованными с заинтересованными заместителями Министра обороны Российской Федерации и руководителями центральных органов военного управления. Контролировать ход выполнения мероприятий "дорожных карт";
- изучать в ходе работы в войсках (силах) деятельность должностных лиц по проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение самовольного оставления воинской части, в том числе результаты профессионального психологического отбора, плановых психологических обследований, изучения индивидуальных качеств военнослужащих, адаптации их к условиям военной службы;
- планировать в воинских частях ежегодные выступления:
представителей глав субъектов Российской Федерации (по согласованию) - по вопросам перспектив социально-экономического развития регионов, совершенствования инфраструктуры районов дислокации войск (сил);
представителей МВД России (по согласованию) - о принимаемых мерах по улучшению криминогенной обстановки в местах дислокации воинских частей;
- анализировать причины установленных фактов сокрытия преступлений и происшествий, принимать меры по их недопущению;
- исключить случаи несвоевременного увольнения с военной службы военнослужащих, у которых истек срок контракта, рассмотрения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащих, подавших в установленном порядке рапорты об увольнении с военной службы по собственному желанию при наличии у них законных оснований;
- организовать представление на пункты отбора на военную службу по контракту объективной и актуальной информации о размерах денежного довольствия военнослужащих по контракту, условиях их проживания, возможных проблемах в социальной сфере и наличии инфраструктуры в местах дислокации воинских частей для доведения ее до кандидатов, рассматриваемых к поступлению на военную службу по контракту;
- принять исчерпывающие меры по розыску военнослужащих, самовольно оставивших воинские части;
- обеспечить совместно с Научно-исследовательским центром (социологическим) Вооруженных Сил, а также с привлечением военно-социологических отделений военных округов проведение социологических исследований в подчиненных воинских частях по изучению предпосылок к самовольному оставлению военнослужащими воинских частей.
2. Начальнику Национального центра управления обороной Российской Федерации организовать постоянный мониторинг преступлений, связанных с самовольным оставлением воинской части, с детализацией до соединения, воинской части (организации Вооруженных Сил).
3. Руководителю Департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации организовать информационное обеспечение профилактической работы по предупреждению самовольного оставления воинской части, а также мониторинг поступившей информации об угрозах, связанных с оставлением военнослужащими воинских частей.
4. Начальнику Главного управления по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации:
- анализировать в ходе работы комплексных комиссий Министерства обороны в соединениях и воинских частях с высоким уровнем преступлений, связанных с самовольным оставлением воинской части, выполнение должностными лицами требований приказа Министра обороны Российской Федерации от 12 октября 2016 г. N 655 "Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации", оказывать практическую и методическую помощь в организации профилактической работы и разбирательств по фактам самовольного оставления воинской части;
- обеспечить совместно с заинтересованными центральными органами военного управления, ВА ГШ ВС апробацию и последующее внедрение перспективных методик по изучению индивидуальных особенностей военнослужащих различных категорий, выявлению признаков девиантного поведения.
5. Начальнику Главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации:
- анализировать (ежемесячно к 5 числу месяца, следующего за отчетным периодом) причины и условия, установленные по итогам проведенных разбирательств, способствовавшие самовольному оставлению воинской части, вырабатывать меры по их предупреждению;
- организовать информационное и оперативное взаимодействие с МВД России (по согласованию) в целях анализа обстановки в гарнизонах и военных городках, выработки комплекса совместных мер по нейтрализации преступных проявлений по отношению к военнослужащим и членам их семей со стороны криминальных группировок и лиц с противоправными намерениями;
- организовать контроль за проведением разбирательств в отношении должностных лиц, допустивших факты сокрытия самовольного оставления воинской части.
6. Начальнику Управления службы войск и безопасности военной службы Министерства обороны Российской Федерации (ежемесячно к 15 числу месяца, следующего за отчетным периодом) организовать подготовку статистических данных для доведения их до должностных лиц воинских частей:
- о количестве преступлений, связанных с самовольным оставлением воинской части, сокрытых преступлений данного вида и количестве военнослужащих, самовольно оставивших воинские части;
- о количестве преступлений, связанных с самовольным оставлением воинской части, по органам военного управления;
- о наиболее неблагополучных воинских частях по количеству и уровню преступлений, связанных с самовольным оставлением воинской части.
7. Должностным лицам воинских частей проводить работу, связанную с предупреждением самовольного оставления воинской части, согласно Перечню (приложение к настоящему приказу).
8. Признать утратившей силу директиву Министра обороны Российской Федерации от 24 января 2003 г. N Д-4 "О совершенствовании деятельности органов военного управления по предупреждению самовольного оставления воинской части в Вооруженных Силах Российской Федерации".
Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии
С. Шойгу
* Далее в тексте настоящего приказа, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами; Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны; Министерство внутренних дел Российской Федерации - МВД России; органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, военные комиссариаты, военные комендатуры, организации Вооруженных Сил Российской Федерации - воинскими частями; Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - ВА ГШ ВС; солдаты (матросы) и сержанты (старшины), проходящие военную службу по контракту, - военнослужащими по контракту; Уголовный кодекс Российской Федерации - УК; самовольное оставление военнослужащими воинской части или места службы - самовольным оставлением воинской части.
Приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 июня 2018 г. N336
Перечень требований к должностным лицам воинских частей при проведении работы, связанной с предупреждением самовольного оставления воинской части
1. Командирам воинских частей:
2. Штабам воинских частей:
3. Органам по работе с личным составом воинских частей:
1) по изучению социально-бытовых условий размещения военнослужащих по контракту и обеспечения их всеми видами довольствия;
2) досуга военнослужащих по контракту. На основе проведенных исследований вырабатывать предложения по привлечению их в организованные (семейные) формы досуга;
4. Начальникам родов войск и служб воинских частей:
- осуществлять общее руководство работой по профилактике преступлений, связанных с самовольным оставлением воинской части;
- добиться участия подчиненных должностных лиц в мероприятиях по укреплению правопорядка и воинской дисциплины;
- принимать на основе анализа сложившегося положения дел решения, направленные на повышение результативности проводимой работы по профилактике уклонений от прохождения военной службы. Лично участвовать в их реализации;
- использовать индивидуальную работу с подчиненными военнослужащими как один из основных элементов профилактики самовольного оставления воинской части;
- не допускать необоснованного перевода военнослужащих из одного подразделения в другое. Исключать случаи массового перераспределения военнослужащих в подчиненных воинских частях;
- организовывать мероприятия боевой подготовки, проводимые в отрыве от мест постоянной дислокации воинских частей, в строгом соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил, другими нормативными правовыми актами Министерства обороны, регламентирующими организацию размещения воинских частей лагерем (в палатках);
- доводить до подчиненного личного состава приговоры и решения военных судов по преступлениям, связанным с самовольным оставлением воинской части;
- организовывать проведение инструкторско-методических занятий с подчиненными должностными лицами по алгоритму действий при установлении факта самовольного оставления воинской части;
- формировать на основе личного примера у подчиненных потребность к соблюдению уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, обращать внимание на стиль работы должностных лиц, прививать им скромность, вежливость, тактичность в работе с личным составом;
- организовать выполнение мероприятий профессионального психологического отбора прибывающего пополнения, изучение индивидуальных особенностей военнослужащих, сопровождение их адаптации к условиям военной службы;
- учитывать при организации работы с личным составом, принятии кадровых решений рекомендации специалистов-психологов.
2. Штабам воинских частей:
- планировать во взаимодействии с другими органами военного управления работу по предупреждению случаев самовольного оставления воинской части, которую отражать отдельным разделом в комплексном плане по поддержанию правопорядка, улучшению службы войск и обеспечению безопасности военной службы;
- осуществлять координацию деятельности должностных лиц воинских частей по предупреждению самовольного оставления воинской части;
- обеспечить согласованную работу штабов, должностных лиц органов по работе с личным составом, специалистов психологической и медицинской служб, командиров подразделений с военнослужащими, включенными в группы динамического наблюдения, требующими повышенного психолого-педагогического внимания;
- организовать контроль за соблюдением регламента служебного времени военнослужащих по контракту, ведением журналов учета времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни и предоставления им дополнительного времени отдыха;
- участвовать в анализе состояния правопорядка и воинской дисциплины, выработке мер по устранению причин и условий самовольного оставления воинской части;
- организовать контроль за своевременным прибытием военнослужащих по контракту к месту учебы, командировок, лечения и убытия (прибытия) в свою воинскую часть;
- доводить на инструктаже лиц суточного наряда алгоритм действий при установлении факта самовольного оставления воинской части.
3. Органам по работе с личным составом воинских частей:
- анализировать состояние правопорядка и воинской дисциплины, выявлять причины и условия самовольного оставления воинской части, вырабатывать меры по их профилактике;
- обеспечивать взаимодействие с военными прокуратурами, военными следственными органами, военными судами (по согласованию) в интересах профилактики самовольного оставления воинской части;
- выявлять военнослужащих по контракту, которые негативно влияют на морально-психологическую обстановку в воинских коллективах, систематически нарушают воинскую дисциплину, а также готовить предложения предложения о целесообразности дальнейшего прохождения ими военной службы;
- организовывать проведение открытых заседаний военных судов по уголовным делам в присутствии личного состава в расположении воинских частей (по согласованию);
- обобщать и в установленном порядке доводить практику проведения судебных процессов и решений военных судов, связанных с наказанием за самовольное оставление воинской части, способных оказать воспитательное воздействие на личный состав;
- планировать участие должностных лиц воинских частей в проведении профилактических мероприятий, в том числе в подведении итогов состояния правопорядка и воинской дисциплины, вечерах вопросов и ответов с военнослужащими и членами их семей;
- организовывать в системе работы с личным составом изучение личных дел военнослужащих по контракту;
- привлекать для проведения работы с личным составом военнослужащих, имеющих высшее гуманитарное образование;
- совершенствовать систему работы с сержантами, обучать их формам и методам работы с подчиненными военнослужащими, профилактике правонарушений в отделении (расчете, экипаже), взводе. Добиваться, чтобы в пресечении правонарушений сержанты играли основную роль;
- обобщать передовой опыт работы сержантов по укреплению воинской дисциплины, сплочению воинских коллективов;
- организовывать проведение мониторинга:
1) по изучению социально-бытовых условий размещения военнослужащих по контракту и обеспечения их всеми видами довольствия;
2) досуга военнослужащих по контракту. На основе проведенных исследований вырабатывать предложения по привлечению их в организованные (семейные) формы досуга;
- формировать корпоративную этику службы по контракту на примерах боевого применения войск, доводить до сознания военнослужащих недопустимость любых противоправных деяний при прохождении военной службы, вырабатывать у них устойчивые навыки законопослушного поведения;
- организовывать в период адаптации военнослужащих к условиям военной службы изучение складывающегося социально-психологического климата в подразделениях, проведение тренингов, других групповых мероприятий, направленных на сплочение воинских коллективов;
- организовать изучение прибывающего пополнения в ходе проведения групповых и индивидуальных бесед, встреч с членами семей военнослужащих, посещения мест их проживания, принимать меры по решению возникающих материально-бытовых и иных проблем.
4. Начальникам родов войск и служб воинских частей:
- принимать личное участие в планировании работы по укреплению воинской дисциплины, организации и проведении профилактических мероприятий с личным составом подчиненных воинских частей (подразделений);
- использовать все формы работы с личным составом, в том числе индивидуальную работу, принимать участие в вечерах вопросов и ответов с военнослужащими и членами их семей, организованном досуге и других формах общения, изучать деловые и морально-психологические качества подчиненных военнослужащих;
- изучать и анализировать проблемные вопросы (по линии ответственности), способствующие самовольному оставлению воинской части, принимать эффективные меры по их решению, в том числе обеспечивать в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства обороны внутренний порядок при размещении воинских частей лагерем (в палатках).
Также вам стоит прочитать:
Самовольное оставление воинской части
СОЧ или Дезертирство???
Выплачивается ли денежное довольствие при СОЧ?
Выплаты участникам СВО и членам их семей
Освобождение от уголовной ответственности участников СВО
Президентские выплаты участникам СВО
Страховые выплаты участникам СВО
Отдельные выплаты участникам СВО (306 ФЗ)
СОЧ или Дезертирство???
Выплачивается ли денежное довольствие при СОЧ?
Выплаты участникам СВО и членам их семей
Освобождение от уголовной ответственности участников СВО
Президентские выплаты участникам СВО
Страховые выплаты участникам СВО
Отдельные выплаты участникам СВО (306 ФЗ)