Приказ Министра обороны РФ от 18 июня 2018 г. N 336"О мерах по предупреждению правонарушений, связанных с самовольным оставлением воинской части военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации"
2024-07-26 20:47
Здравствуйте, дорогие Друзья!
В последнее время мне поступило много запросов по поводу Приказа Министра обороны РФ №336, поскольку его не просто найти в свободном доступе. Поэтому, по многочисленным просьбам обратившихся, я выкладываю его текст для всеобщего ознакомления.
Приказ Министра обороны РФ от 18 июня 2018 г. N 336 "О мерах по предупреждению правонарушений, связанных с самовольным оставлением воинской части военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации"
Несмотря на принимаемые должностными лицами органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации* меры, продолжают иметь место правонарушения, связанные с самовольным оставлением воинской части.
Указанные правонарушения являются преобладающими в общей структуре преступности в Вооруженных Силах и составляют 18,3% от общего количества учтенных в 2017 году преступлений.
В 2017 году допущен рост количества преступлений данного вида на 27,9%, а число военнослужащих, самовольно оставивших воинские части, увеличилось в 2,3 раза. Негативная динамика роста преступлений, связанных с самовольным оставлением воинской части, зафиксирована во всех военных округах.
Наибольшее их число совершено в войсках Южного (493; 32% от общего количества учтенных в Вооруженных Силах преступлений, связанных с самовольным оставлением воинской части) и Восточного (427; 27,7%) военных округов.
Преступления, предусмотренные статьей 337 УК, учтены в 224 воинских частях.
От органов военной прокуратуры сокрыто каждое четвертое преступление, связанное с самовольным оставлением воинской части, более 90% из них совершены военнослужащими по контракту.
Военнослужащие, самовольно оставившие воинские части, нередко совершают тяжкие преступления, в том числе убийства, грабежи и разбои.
Основными причинами сложившегося положения являются:
упущения командиров (начальников) и должностных лиц воинских частей, органов по работе с личным составом, кадровых органов при подборе кандидатов на должности солдат (матросов) и сержантов (старшин), несоблюдение законности в вопросах прохождения ими военной службы по контракту;
утрата личной мотивации к военной службе в процессе ее прохождения по причине неудовлетворенности бытовыми условиями, не соответствующими требованиям общевоинских уставов Вооруженных Сил;
отсутствие в воинских частях всестороннего анализа состояния воинской дисциплины, причин и условий, способствующих совершению военнослужащими преступлений, связанных с самовольным оставлением воинской части, непринятие действенных мер по их предупреждению;
несвоевременное увольнение с военной службы военнослужащих, у которых истек срок контракта, или непринятие решений по дальнейшему прохождению военной службы военнослужащими, обратившимися к командованию с просьбой об увольнении по собственному желанию;
отсутствие в пунктах отбора на военную службу по контракту исчерпывающей и достоверной информации о социально-бытовых условиях прохождения военной службы, а также о размере и порядке расчета денежного довольствия военнослужащих по контрасту;
упущения в деятельности должностных лиц воинских частей при проведении мероприятий по их формированию и передислокации, отрицательно сказавшиеся на уровне материально-бытового обеспечения военнослужащих;
поверхностное проведение расследований по фактам самовольного оставления воинских частей военнослужащими, нарушение требований приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 855дсп "О мерах по совершенствованию учета сведений о преступлениях (происшествиях) в Вооруженных Силах Российской Федерации" при представлении материалов разбирательств в вышестоящие органы военного управления;
недостатки при проведении психологического обследования военнослужащих в воинских частях (в том числе несвоевременное выявление у них признаков склонности к девиантному поведению) и организации профилактической работы с ними;
невыполнение рекомендаций специалистов психологической и медицинской служб по организации работы с военнослужащими, включенными в группы динамического (диспансерного динамического) наблюдения и требующими повышенного психолого-педагогического внимания;
неумение должностных лиц оперативно выявлять лидеров отрицательной направленности в микрогруппах и организовывать с ними ежедневную индивидуальную работу;
отсутствие должной заинтересованности в работе по предупреждению самовольного оставления воинской части;
наличие фактов сокрытия должностными лицами преступлений и происшествий.
В целях поддержания правопорядка и воинской дисциплины, предупреждения самовольного оставления военнослужащими воинской части приказываю:
1. Главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, командующему Северным флотом, командующим родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям центральных органов военного управления:
проводить детальный анализ причин преступлений и происшествий, совершенных военнослужащими по контракту. Вносить коррективы в систему работы подчиненных должностных лиц по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
анализировать складывающуюся криминогенную обстановку в военных городках и гарнизонах. На основе проведенного анализа принимать решения, направленные на повышение результативности работы по предупреждению самовольного оставления воинской части;
разрабатывать "дорожные карты" по комплексному решению проблем в воинских частях, где допущены самовольные оставления воинской части. Мероприятия "дорожных карт" должны быть реальными, материально обеспеченными, согласованными с заинтересованными заместителями Министра обороны Российской Федерации и руководителями центральных органов военного управления. Контролировать ход выполнения мероприятий "дорожных карт";
изучать в ходе работы в войсках (силах) деятельность должностных лиц по проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение самовольного оставления воинской части, в том числе результаты профессионального психологического отбора, плановых психологических обследований, изучения индивидуальных качеств военнослужащих, адаптации их к условиям военной службы;
планировать в воинских частях ежегодные выступления:
представителей глав субъектов Российской Федерации (по согласованию) - по вопросам перспектив социально-экономического развития регионов, совершенствования инфраструктуры районов дислокации войск (сил);
представителей МВД России (по согласованию) - о принимаемых мерах по улучшению криминогенной обстановки в местах дислокации воинских частей;
анализировать причины установленных фактов сокрытия преступлений и происшествий, принимать меры по их недопущению;
исключить случаи несвоевременного увольнения с военной службы военнослужащих, у которых истек срок контракта, рассмотрения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащих, подавших в установленном порядке рапорты об увольнении с военной службы по собственному желанию при наличии у них законных оснований;
организовать представление на пункты отбора на военную службу по контракту объективной и актуальной информации о размерах денежного довольствия военнослужащих по контракту, условиях их проживания, возможных проблемах в социальной сфере и наличии инфраструктуры в местах дислокации воинских частей для доведения ее до кандидатов, рассматриваемых к поступлению на военную службу по контракту;
принять исчерпывающие меры по розыску военнослужащих, самовольно оставивших воинские части;
обеспечить совместно с Научно-исследовательским центром (социологическим) Вооруженных Сил, а также с привлечением военно-социологических отделений военных округов проведение социологических исследований в подчиненных воинских частях по изучению предпосылок к самовольному оставлению военнослужащими воинских частей.
2. Начальнику Национального центра управления обороной Российской Федерации организовать постоянный мониторинг преступлений, связанных с самовольным оставлением воинской части, с детализацией до соединения, воинской части (организации Вооруженных Сил).
3. Руководителю Департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации организовать информационное обеспечение профилактической работы по предупреждению самовольного оставления воинской части, а также мониторинг поступившей информации об угрозах, связанных с оставлением военнослужащими воинских частей.
4. Начальнику Главного управления по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации:
анализировать в ходе работы комплексных комиссий Министерства обороны в соединениях и воинских частях с высоким уровнем преступлений, связанных с самовольным оставлением воинской части, выполнение должностными лицами требований приказа Министра обороны Российской Федерации от 12 октября 2016 г. N 655 "Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации", оказывать практическую и методическую помощь в организации профилактической работы и разбирательств по фактам самовольного оставления воинской части;
обеспечить совместно с заинтересованными центральными органами военного управления, ВА ГШ ВС апробацию и последующее внедрение перспективных методик по изучению индивидуальных особенностей военнослужащих различных категорий, выявлению признаков девиантного поведения.
5. Начальнику Главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации:
анализировать (ежемесячно к 5 числу месяца, следующего за отчетным периодом) причины и условия, установленные по итогам проведенных разбирательств, способствовавшие самовольному оставлению воинской части, вырабатывать меры по их предупреждению;
организовать информационное и оперативное взаимодействие с МВД России (по согласованию) в целях анализа обстановки в гарнизонах и военных городках, выработки комплекса совместных мер по нейтрализации преступных проявлений по отношению к военнослужащим и членам их семей со стороны криминальных группировок и лиц с противоправными намерениями;
организовать контроль за проведением разбирательств в отношении должностных лиц, допустивших факты сокрытия самовольного оставления воинской части.
6. Начальнику Управления службы войск и безопасности военной службы Министерства обороны Российской Федерации (ежемесячно к 15 числу месяца, следующего за отчетным периодом) организовать подготовку статистических данных для доведения их до должностных лиц воинских частей:
о количестве преступлений, связанных с самовольным оставлением воинской части, сокрытых преступлений данного вида и количестве военнослужащих, самовольно оставивших воинские части;
о количестве преступлений, связанных с самовольным оставлением воинской части, по органам военного управления;
о наиболее неблагополучных воинских частях по количеству и уровню преступлений, связанных с самовольным оставлением воинской части.
7. Должностным лицам воинских частей проводить работу, связанную с предупреждением самовольного оставления воинской части, согласно Перечню (приложение к настоящему приказу).
8. Признать утратившей силу директиву Министра обороны Российской Федерации от 24 января 2003 г. N Д-4 "О совершенствовании деятельности органов военного управления по предупреждению самовольного оставления воинской части в Вооруженных Силах Российской Федерации".
Министр обороны Российской Федерации генерал армии С. Шойгу
* Далее в тексте настоящего приказа, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами; Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны; Министерство внутренних дел Российской Федерации - МВД России; органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, военные комиссариаты, военные комендатуры, организации Вооруженных Сил Российской Федерации - воинскими частями; Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - ВА ГШ ВС; солдаты (матросы) и сержанты (старшины), проходящие военную службу по контракту, - военнослужащими по контракту; Уголовный кодекс Российской Федерации - УК; самовольное оставление военнослужащими воинской части или места службы - самовольным оставлением воинской части.
Приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 июня 2018 г. N336
Перечень требований к должностным лицам воинских частей при проведении работы, связанной с предупреждением самовольного оставления воинской части
1. Командирам воинских частей:
осуществлять общее руководство работой по профилактике преступлений, связанных с самовольным оставлением воинской части;
добиться участия подчиненных должностных лиц в мероприятиях по укреплению правопорядка и воинской дисциплины;
принимать на основе анализа сложившегося положения дел решения, направленные на повышение результативности проводимой работы по профилактике уклонений от прохождения военной службы. Лично участвовать в их реализации;
использовать индивидуальную работу с подчиненными военнослужащими как один из основных элементов профилактики самовольного оставления воинской части;
не допускать необоснованного перевода военнослужащих из одного подразделения в другое. Исключать случаи массового перераспределения военнослужащих в подчиненных воинских частях;
организовывать мероприятия боевой подготовки, проводимые в отрыве от мест постоянной дислокации воинских частей, в строгом соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил, другими нормативными правовыми актами Министерства обороны, регламентирующими организацию размещения воинских частей лагерем (в палатках);
доводить до подчиненного личного состава приговоры и решения военных судов по преступлениям, связанным с самовольным оставлением воинской части;
организовывать проведение инструкторско-методических занятий с подчиненными должностными лицами по алгоритму действий при установлении факта самовольного оставления воинской части;
формировать на основе личного примера у подчиненных потребность к соблюдению уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, обращать внимание на стиль работы должностных лиц, прививать им скромность, вежливость, тактичность в работе с личным составом;
организовать выполнение мероприятий профессионального психологического отбора прибывающего пополнения, изучение индивидуальных особенностей военнослужащих, сопровождение их адаптации к условиям военной службы;
учитывать при организации работы с личным составом, принятии кадровых решений рекомендации специалистов-психологов.
2. Штабам воинских частей:
планировать во взаимодействии с другими органами военного управления работу по предупреждению случаев самовольного оставления воинской части, которую отражать отдельным разделом в комплексном плане по поддержанию правопорядка, улучшению службы войск и обеспечению безопасности военной службы;
осуществлять координацию деятельности должностных лиц воинских частей по предупреждению самовольного оставления воинской части;
обеспечить согласованную работу штабов, должностных лиц органов по работе с личным составом, специалистов психологической и медицинской служб, командиров подразделений с военнослужащими, включенными в группы динамического наблюдения, требующими повышенного психолого-педагогического внимания;
организовать контроль за соблюдением регламента служебного времени военнослужащих по контракту, ведением журналов учета времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни и предоставления им дополнительного времени отдыха;
участвовать в анализе состояния правопорядка и воинской дисциплины, выработке мер по устранению причин и условий самовольного оставления воинской части;
организовать контроль за своевременным прибытием военнослужащих по контракту к месту учебы, командировок, лечения и убытия (прибытия) в свою воинскую часть;
доводить на инструктаже лиц суточного наряда алгоритм действий при установлении факта самовольного оставления воинской части.
3. Органам по работе с личным составом воинских частей:
анализировать состояние правопорядка и воинской дисциплины, выявлять причины и условия самовольного оставления воинской части, вырабатывать меры по их профилактике;
обеспечивать взаимодействие с военными прокуратурами, военными следственными органами, военными судами (по согласованию) в интересах профилактики самовольного оставления воинской части;
выявлять военнослужащих по контракту, которые негативно влияют на морально-психологическую обстановку в воинских коллективах, систематически нарушают воинскую дисциплину, а также готовить предложения предложения о целесообразности дальнейшего прохождения ими военной службы;
организовывать проведение открытых заседаний военных судов по уголовным делам в присутствии личного состава в расположении воинских частей (по согласованию);
обобщать и в установленном порядке доводить практику проведения судебных процессов и решений военных судов, связанных с наказанием за самовольное оставление воинской части, способных оказать воспитательное воздействие на личный состав;
планировать участие должностных лиц воинских частей в проведении профилактических мероприятий, в том числе в подведении итогов состояния правопорядка и воинской дисциплины, вечерах вопросов и ответов с военнослужащими и членами их семей;
организовывать в системе работы с личным составом изучение личных дел военнослужащих по контракту;
привлекать для проведения работы с личным составом военнослужащих, имеющих высшее гуманитарное образование;
совершенствовать систему работы с сержантами, обучать их формам и методам работы с подчиненными военнослужащими, профилактике правонарушений в отделении (расчете, экипаже), взводе. Добиваться, чтобы в пресечении правонарушений сержанты играли основную роль;
обобщать передовой опыт работы сержантов по укреплению воинской дисциплины, сплочению воинских коллективов;
организовывать проведение мониторинга:
1) по изучению социально-бытовых условий размещения военнослужащих по контракту и обеспечения их всеми видами довольствия;
2) досуга военнослужащих по контракту. На основе проведенных исследований вырабатывать предложения по привлечению их в организованные (семейные) формы досуга;
формировать корпоративную этику службы по контракту на примерах боевого применения войск, доводить до сознания военнослужащих недопустимость любых противоправных деяний при прохождении военной службы, вырабатывать у них устойчивые навыки законопослушного поведения;
организовывать в период адаптации военнослужащих к условиям военной службы изучение складывающегося социально-психологического климата в подразделениях, проведение тренингов, других групповых мероприятий, направленных на сплочение воинских коллективов;
организовать изучение прибывающего пополнения в ходе проведения групповых и индивидуальных бесед, встреч с членами семей военнослужащих, посещения мест их проживания, принимать меры по решению возникающих материально-бытовых и иных проблем.
4. Начальникам родов войск и служб воинских частей:
принимать личное участие в планировании работы по укреплению воинской дисциплины, организации и проведении профилактических мероприятий с личным составом подчиненных воинских частей (подразделений);
использовать все формы работы с личным составом, в том числе индивидуальную работу, принимать участие в вечерах вопросов и ответов с военнослужащими и членами их семей, организованном досуге и других формах общения, изучать деловые и морально-психологические качества подчиненных военнослужащих;
изучать и анализировать проблемные вопросы (по линии ответственности), способствующие самовольному оставлению воинской части, принимать эффективные меры по их решению, в том числе обеспечивать в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства обороны внутренний порядок при размещении воинских частей лагерем (в палатках).